Население Осло больше миллиона

Центральное статистическое бюро Норвегии (SSB) сообщает, что количество жителей Осло перевалило за 1 миллион.
Правда, они считают не сам Осло в его административных границах, а так называемый Oslo tettsted, т.е. этакую городскую агломерацию, которая включает в себя 12 коммун в 3 губерниях — Акешхюс, Бюскерюд и, собственно, сам Осло.

Для справки: SBB определяет tettsted как место проживания по меньшей мере 200 человек с расстоянием между домами не более 50 метров. Но тут же указано, что «если присутствуют парки, спортивные площадки, индустриальные зоны или природные преграды типа рек и возделываемых земель, то расстояние между домами может быть более 50 метров». Короче, понятие довольно растяжимое. И, кстати, понятие Oslo tettsted отличается от понятия Большой Осло.
Сравните:
https://no.wikipedia.org/wiki/Oslo_(tettsted)
https://no.wikipedia.org/wiki/Osloregionen

Население Большого Осло давно перевалило за миллион (сейчас что-то около 1.6 млн).

Кстати, Осло, как ни считай, первая и пока единственная городская агломерация Норвегии, население которой больше миллиона человек. Все остальные агломерации позади с большим отрывом. На втором месте, например, Берген с населением 255 тысяч человек. Всё население Норвегии, напомню, около 5.324.000 человек.

А ещё SSB говорит, что нынче 82% населения Норвегии живут в tettsted, а в 2002 году этот показатель был 77%. Т.е. процесс урбанизации продолжается.
Но оно, если честно, и понятно. Чем больше населённый пункт, тем больше там возможностей. Никто не будет выводить офисы компаний за пределы крупных городов (ну, пока не будет, например, налоговых поблажек). Никто не будет строить мегасовременный кинотеатр или госпиталь со всеми возможностями для лечения чего угодно в маленькой деревеньке. Никто не будет там создавать университет. Не, ну я сейчас не беру в расчёт вариант, что маленькая деревенька находится рядом с большим городом (пламенный привет Ås).

Источник: https://www.ssb.no/befolkning/artikler-og-publikasjoner/over-1-million-innbyggere-i-oslo-tettsted

Про велосипеды зимой

В Осло запускают пилотный проект зимних общественных велосипедов.

Подошёл к концу сезон общественных велосипедов. На зиму систему выключают, велосипеды увозят на хранение. Но вот решили попробовать протестировать велосипеды зимой. Правда, не те велосы, что летом катаются, а другие. У «зимних» велосипедов и шины шипованные, и замок прямо на велосипеде, то есть велосипед не надо в велосипедный штатив втыкать, как это надо делать с летним вариантом. Но при этом велосипеды всё равно надо будет довозить до определённой локации (20 мест в центре города), а не бросать где попало. Пока закупили 200 зимних велосипедов. В течение зимы добавят ещё 200. И предложат протестировать их тысяче человек.

Надо сказать, что летом общественные велосипеды — действительно существенное дополнение к общественному транспорту в центральных районах города.
Зимой… Посмотрим, как пойдёт. Но, конечно, в силу естественных причин (темно, холодно, грязно) не думаю, что общественные велосипеды зимой будут пользоваться такой же популярностью, как летом.

Но всё-таки не стоит думать, что проект непременно обречён на провал. Я часто вижу людей на велосипедах зимой. Шипованная резина, специальный костюм или плащ, закрывающий одежду от грязи. И вуаля.

Единственное, что меня сейчас смущает — справится ли город с очисткой велодорожек? В прошлом году зима была снежная, и коммунальные службы откровенно забивали на очистку велодорожек от снега, еле успевали проезжую часть чистить.

Источник: https://www.aftenposten.no/osloby/i/jPeE3e/1000-osloborgere-skal-teste-ut-bysykler-med-piggdekk-i-vinter

Про изменение квоты ввоза

Ещё одна печаль — с 2020 года нельзя будет обменять квоту на ввоз в страну табака на увеличение квоты ввоза алкоголя.
Сейчас же как? Вот есть квота на ввоз в Норвегию алкоголя. Есть квота на ввоз табака. Если ты не ввозишь табак, то можешь ввезти алкоголя сверх квоты. Например, квота на вино — 4 бутылки (3 литра). А если табак не ввозишь, то можно ввезти не 4, а 6 бутылок вина (4.5 литра)
Или можно ввезти 5 литров пива и 200 сигарет. А без сигарет 6.5 литра пива.
Но с 2020 года праздник отменяется 😔

Журналисты спросили четверых человек, закупавшихся в дьютике аэропорта Осло, что они думают.
Кого-то нововведения злят. Кому-то пофиг. Пф, две бутылки вина разницы! О чём разговор вообще? Тоже проблему нашли!

Ну да, ну да. Но надо признать, что вот я постоянно выбирал и увеличенную квоту алкоголя 😅

Но догадайтесь, кто продавил изменение правил ввоза? Те же чуваки, что продавили отмену границы беспошлинной покупки в зарубежных интернет-магазинах. Те же чуваки, которые замахнулись на закон об абортах.
Такая маленькая партия, а такая с… б… нехорошая 🤔

Источник: https://www.aftenposten.no/norge/i/G19K5Q/Irriterte-taxfree-kunder-om-kvoteinnstrammingen—Nordmenn-reiser-for-a-kjope-royk-og-drikkevarer

Про беспошлинные покупки

Ну и главная печаль этой недели — с 1 января 2020 года будет отменена граница беспошлинной покупки в зарубежных интернет-магазинах.
Сейчас жители Норвегии могут купить и получить почтой товары, стоимость которых вместе с доставкой не превышает 350 крон.
Эту границу в 350 крон уберут. И не в смысле, что теперь можно будет покупать беспошлинно на любую сумму, а в смысле теперь за все товары, купленные не в Норвегии, надо будет платить налог на добавленную стоимость (обычно это 25%) и таможенный сбор (если таковой имеется на данную категорию товаров), независимо от стоимости товара.

Почтовая служба опасается хаоса.
У них есть прекрасный пример перед глазами. 1 марта этого года Швеция отменила поблажки для покупок в зарубежных интернет-магазинах. Т.е. если посылка пришла после 1 марта, то получатель обязан был заплатить налог, таможенный сбор (если таковой имеется) и ещё 75 шведских крон за работу почты в качестве таможенного брокера. Ведь получатель не сам растамаживал посылку. Это привело к тому, что на почтовых складах скопилось 400 тысяч посылок, которые никто не торопился забирать. Шведской почте пришлось посылать их обратно.

75 шведских крон за услуги по растаможке.
А в Норвегии это 158 норвежских крон. То есть заказываешь какую-то фитюльку за 50 крон… И платишь 50, да налог 12.5, да хорошо если пошлины нет, да за услуги почты 158… Итого 220.5 крон. Нехило.

По прогнозам только из Китая в 2018 году придёт 12 миллионов посылок. Почти все стоимостью меньше 100 крон. Пресс-атташе норвежской почты говорит, что на сегодняшний день процесс растаможки проходит вручную… Нет, понятно, что с введением налога и растаможки на все посылки, независимо от стоимости, количество посылок резко снизится. Но всё равно. Объёмы могут быть значительными. И как почта будет обрабатывать все эти посылки? Всё вручную?

Политики говорят, что они решат проблему, переложив процесс взимания налогов и пошлин на интернет-магазины. Ага. Да кому сдалась эта Норвегия с населением всего 5 миллионов? Ну реально. Сколько процентов клиентуры составляют норвежцы в интернет-магазинах по всему миру? У меня такое ощущение, что многим магазинам будет просто легче выдавать сообщение «Доставка в ваш регион невозможна», как только человек введёт свой норвежский адрес.
Правда, политики утверждают, что в Финляндии и Швеции ввели такую систему, и ничего, нормально.

Политики уверены, что интернет-торговля переедет на норвежские площадки. И таким образом, в целом, введение налогов и пошлин на все покупки в зарубежных интернет-магазинах может принести Норвегии от 500 миллионов до 1 миллиарда крон в год.

Проблема в том, что не всё можно найти в норвежских интернет-магазинах.

Вангую, что если дешёвую фигню с 2020 года возможно будет действительно дешевле купить сразу в Норвегии, то вот с более дорогими товарами может произойти обратное. Товар приходит в Норвегию, импортёр платит налог, таможенный сбор, таможенному брокеру и… Добавляет к стоимости товара стоимость норвежской аренды, норвежские зарплаты, норвежские цены на топливо, ну вы поняли. Так нафига оно мне? Я лучше закажу в зарубежном интернет-магазине, заплачу те же налоги и сборы, но не буду платить за работу норвежского персонала интернет-магазина.
Сейчас тоже можно не платить норвежскому продавцу, можно растаможить, заплатить сборы. Но сейчас это как-то пугает. Не очень хочется с этим заморачиваться. А вот если все покупки придётся растамаживать, то уйдёт этакий страх лишних телодвижений. Да плюс ещё, думаю, появятся дешёвые таможенные брокеры.

Источник: https://www.nrk.no/trondelag/posten-frykter-en-haug-av-uhentede-pakker-nar-momsfritaket-pa-netthandel-fjernes-1.14303965

Казна страны на замке

А помните я постил про политика, который получал деньги за несуществующие поездки?

Парламент ужесточает систему выплаты компенсаций за поездки парламентариев по стране. С 1 января 2019 года норвежские парламентарии для каждой поездки, по которой они хотят получить компенсацию, должны предъявить документы, подтверждающие, что эта поездка имела место быть в реальности.
Документами могут быть:
— электронные письма, в которых парламентарий договаривался о посещении;
— копия приглашения;
— выписка из программы конференции;
— скриншот поста в Фейсбуке, подтверждающего, что поездка имела место быть.

Вот особенно последнее мне нравится. Ну всё, теперь-то никаких злоупотреблений. Казна страны на замке.
И вот сижу я и думаю: «Блин, ребята, а про счета-фактуры вам кто-нибудь рассказывал? А про выписки по банковским счетам? Про всякие официальные счета из отелей, выставляемых непосредственно парламенту по запросу парламентария? Да хоть про «корпоративные» карты? Выдать такие карты парламентариям. Официальные траты? С официальной карты. Полный доступ финансового отдела парламента к контролю движения средств по картам. Кто, куда, когда, сколько.»

Но читаю статью дальше и, оказывается, такое слабенькое ужесточение системы отчётности сделано намерено. Мол, исходят из принципа, что парламентарии несут ответственность перед своими избирателями. Мол, система ДОЛЖНА базироваться на доверии.

Ну… Не знаю, не знаю. Ты доверяй, но проверяй.

Источник: https://www.aftenposten.no/norge/i/ddEpXj/Skjerper-kravene-til-dokumentasjon-for-reiseregninger-fra-stortingsrepresentantene