Про норвежские водительские права

Жена получила норвежские водительские права.

На это ушло 14 месяцев (с сентября 2018 по конец октября 2019). Ладно, в декабре 2018 и в июле 2019 она не практиковалась, так что можно сократить срок на пару месяцев.

Стоило удовольствие 63 с небольшим тысячи крон.

Я прямо-таки слышу ваше «Чо так долго?! Чо так дорого?!»

Рассказываю.

Или сначала давайте отвечу на вопрос «А нельзя было российские права получить и с ними кататься?»

Нет, нельзя.

И не надо рассказывать мне, что вот де кто-то когда-то с российскими правами да обменял да получил. Когда-то действительно можно было частично «засчитать» российские права и сдать только практический экзамен. Но это уже всё давно не так.

На сайте Норавтодора чётко написано, что обменять на норвежские права можно права стран ЕС/ЕЭЗ и следующих стран:
Австралия,
Канада,
Гонконг,
Израиль,
Монако,
Новая Зеландия,
Сан-Марино,
Южная Корея,
США,
Швейцария,
Гренландия,
Япония.

Ваша страна не является частью ЕС/ЕЭЗ и не в ходит вышеприведённый список? Всё, гуляйте. Учитесь с нуля и получайте права так, как-будто у вас их нет и никогда не было.

Некоторые почему-то считают, что раз они получили российские права или даже «права международного образца», то они везде и всегда могут рулить на законных основаниях.

Нет.

А как же туристы, которые приезжают на машинах в Норвегию? С российскими правами в Норвегии можно кататься только 3 месяца. Дальше вы либо покидаете пределы страны, либо не катаетесь, либо получаете норвежские права.

А что с постоянно проживающими в стране иностранцами? Вот здесь в пункте 9-3 написано, что «постоянно проживающие в Норвегии могут использовать свои права в течение 3 месяцев с момента начала постоянного проживания». Т.е. выехать из страны, въехать обратно и опять 3 месяца рулить не прокатит.

Кстати, обратите внимание, что права выдаёт не полиция, а Норавтодор (Statens vegvesen). Полиция к выдаче прав никакого отношения не имеет.

Дальше я буду описывать один конкретный случай, в одной конкретной автошколе, в одном конкретном городе. Так что возможны всяческие вариации.

Так вот. Решила жена получить норвежские права. Российских у неё нет.

В Норвегии можно выбирать на какой коробке передач учиться: на ручке или на автомате. В правах потом будет соответствующая пометка.

Жена выбрала автомат. Ну оно и понятно. Я, если честно, не вижу ей смысла учиться на ручке. Ну вот есть у меня российские права, учился я на ручке. И что? Ни разу за 10 лет не пришлось водить машину на ручке. Хотя, надо признать, что вожу я ну оооочень редко.

Ну неважно. Автомат.

Всё начинается с выбора школы. Ищешь, сравниваешь, спрашиваешь у друзей.

Дальше начинается Базовый курс (Trafikalt Grunnkurs). Он состоит из неких теоретических занятий, где вправляют мозги на тему безопасности, роли водителя и всего в таком духе, курса первой помощи и урока вождения в тёмное время суток. Причём если вам исполнилось 25 лет, то теоретические занятия по вправлению мозгов мы можете пропустить. Видимо, считается, что после 25 лет дури у вас в голове поубавилось, а жизненного опыта наоборот поприбавилось, так что и сами всё про роль водителя и безопасность дорожного движения понимаете.

Курс первой помощи (Førstehjelp). Или скорее курс по реакциям при авариях. Напяль светоотражающий жилет. Установи светоотражающий треугольник. Помоги раненым. Перед началом — напишите ваши ожидания от курса. После окончания — обсуждение ожиданий и реальности.

Вождение в тёмное время суток (Mørkekjøring). Группу учеников вывезли в темноте на какую-то дорогу в полях и продемонстрировали как видно машину с ближним и дальним светом, с включённой аварийкой и без неё. Потом показали как видно человека с ближним и дальним светом, одетого в тёмное и светлое, без и с отражателем на человеке. Потом ехали мимо припаркованной машины, из-за которой выбегал «пешеход». Смотрели тормозной путь. Перед началом — напишите ваши ожидания от курса. После окончания — обсуждение ожиданий и реальности.

Затем было вождение по скользкой трассе (Glattkjøring). Ну это реально трасса, политая маслом. Или нефтью. Или чем-то. Короче, там скользко. И полтора часа ты там на крутых поворотах учишься. Сначала со всеми системами — ABS, ESP. Потом их отключают. Смотришь тормозной путь, скорость, как машина ведёт себя в поворотах. А потом на трассе на тебя «выпрыгивают» пенополиурентановые машины, пешеходы и лоси. От них надо уворачиваться и тоже смотреть, как ведёт себя машина. Плюс показывали как правильно использовать ремни, как правильно фиксировать ребёнка в автокресле, как правильно закреплять груз. Показывали на манекене что происходит с головой и шеей при ударе сзади при отсутствии подголовника. Жену спустили ещё на автомобильном кресле с такой специальной горочки, чтобы продемонстрировать действие ремней безопасности. Перед началом — напишите ваши ожидания от курса. После окончания — обсуждение ожиданий и реальности.
Трассу можно увидеть тут: https://www.youtube.com/watch?v=OGp2qs3EP8g
Вот видео с аналогичного курса: https://www.youtube.com/watch?v=JURfc783ki4
А вот скользкая трасса для автобусов и грузовиков: https://www.youtube.com/watch?v=GX8WC9Vy4bU

Затем было вождение на длинные дистанции (Langkjøring). Сначала вводный инструктаж. Потом первая часть — 5 часов вождения с перерывом примерно полчаса. Надо ездить по трассе и по небольшим городишкам (Дрёбак, Ос, Ши). Ну то есть ты по сути реально повторяешь обычную поездку куда-то далеко. Трасса, городок, трасса, городок. Учишься после трассы включаться в городской режим и наоборот. Вторая часть — 4 часа (в другой день). Тебе надо проложить два маршрута и проехать по ним. Начальные и конечные точки дают заранее, т.е. ты маршруты изначально прорабатываешь дома, запоминаешь, записываешь, но потом едешь без навигатора. За 4 часа тебе надо от школы доехать до точки А, потом по маршруту до точки Б, потом все тоже самое для второго маршрута и вернуться назад. Не знаю что это отрабатывает, но вот оно есть. После поездки — ещё два часа обсуждение ожиданий и реальности.

Плюс параллельно ты практикуешься с инструктором автошколы ездить по городу.

Пока ты вот так отрабатываешь практику, ты ещё параллельно учишь теорию. Самостоятельно. Какой-то начитки теории в классе нет. Есть книга, учебник, где написано всё с азов: от роли водителя, через безопасность дорожного движения, устройство автомобиля до знаком и правил. Т.е. в книге и теория, и более практические вопросы про авто.

Пока жена рулила с инструктором, инструктор каждый раз спрашивала по два вопроса об устройстве автомобиля — один теоретический (Что может тебе сказать неравномерный износ шин? К каким последствиям может привести неправильно настроенный ближний свет?) и один теоретический (Достань знак аварийной остановки, разложи его, поставь. Проверь уровень масла. Удостоверься, что достаточно тормозной жидкости). Кто-то может сказать, что фигня и неоправданная трата времени. Но я считаю, что это очень круто. Ну вот не было у тебя в семье машины никогда. Ты вообще ни сном, ни духом о машинах. А тут надо получить права и потом начать сразу же ездить на машине. Ну откуда всё это узнать? А ведь это реально всё может пригодиться.

Так вот. К моменту, когда инструктор решает, что ты готов сдавать практический экзамен…

Ах да. Интересная деталь. Допускать ли тебя к следующему шагу в обучении решает инструктор автошколы. Т.е. тут у них есть нехилый такой рычаг выкачивания из ученика денег. Даже если ты идеально уже водишь, инструктор может сказать: «А потренируйся-ка ты ещё».

Кхэм. Так вот. К моменту, когда инструктор решает, что ты готов сдавать практический экзамен, ты уже, по идее, должен сдать теоретический экзамен. Теоретический экзамен — это экзамен по правилам, знакам, всему такому, ну вы поняли. При этом в экзамене встречают вопросы, которые на мой взгляд… Ну странные, назовём это так. «Как долго ваши глаза привыкают к темноте?» Да какая разница? Ну не мгновенно. Но какая разница сколько там секунд?

Теоретический экзамен на компьютерах в одном из центров Норавдодора (trafikkstasjon). 90 минут, 45 вопросов. Надо ответить правильно минимум на 38 (т.е. допускается 7 ошибок). Результат говорят сразу. Если не сдал, то пересдавать можно минимум через две недели.

Перед сдачей практического экзамена надо было ещё донести в trafikkstasjon справку о состоянии зрения. Справку можно получить в салонах оптики.

До практического экзамена допускают после прохождения всего вышеописанного. День и время сдачи практического экзамена бронируешь на сайте Норавтодора. О дне и времени экзамена ещё надо договорится с автошколой — ты у автошколы арендуешь авто, плюс можешь перед экзаменом в последний раз покататься с инструктором для разогрева. Можно и отдать бронирование времени на откуп автошколе, но тогда не факт, что время будет тебе удобно.

Жена перед экзаменом каталась час. Потом они приехали на trafikkstasjon, оплатила экзамен. Пришла представитель Норавтодора, объяснила правила проведения экзамена, проверила оплату, проверила паспорт, внесла данные в систему (у неё с собой был планшет). Спросила, хочет ли жена, чтобы с ней разговаривали во время экзамена (!) или нет. Хочет ли жена взять с собой в машину инструктора автошколы. Ещё раз уточнила всё ли ясно. Потом тыкнула на планшете кнопочку начала экзамена. Система выплюнула два случайных вопроса — один теоретический и один практический (Проконтролируй, что работает ближний свет, и что он правильно настроен. Какие последствия может иметь неправильная настройка ближнего света?). Жена ответила, показала, рассказал. Представитель Норавтодора нажала на планшете «Дальше», система выплюнула случайный маршрут. Ну и поехали. Жена периодически получала инструкции типа «Езжай по направлению к центру, ориентируйся по знакам». Во время экзамена дают задания типа «Заедь на подземную парковку супермаркета и припаркуйся, как тебе хочется», «Заедь на заправку, припаркуйся задом». После возвращения на trafikkstasjon начинается обсуждение экзамена. Ученику даётся возможность самому перечислить свои ошибки и сказать, как надо было поступить. Не знаю, как оно влияет, но, может, это уменьшает вес ошибки. Если ученик не указал на свою ошибку, то не понимает, что это ошибка — минус балл.

Ну и после этого ученику говорят — сдал или не сдал. Сдал? Иди оплачивай саму карточку прав. Права придут по почте. А тебе пока на вот временную бумажку формата А4, где написано, что ты получил права. Ты можешь с этим уже водить, только паспорт с собой вози.

Вот такие дела.

Ещё раз потраченная сумма: 63343
Из этого:
800 — курсы первой помощи
1800 — вождение в тёмное время суток
720 — «разогрев» перед вождением по скользкой трассе*
5747 — вождение на скользкой трассе
4670 — вождение на длинные дистанции, часть 1
3230 — вождение на длинные дистанции, часть 2
640 — теоретический экзамен
1100 — практический экзамен
3570 — аренда машины у автошколы на практический экзамен
200 — проверка зрения
80 — фото на права
300 — сами права

640 — пересдача теоретического экзамена*
1776 — доступ к сайту с теорией и пробными тестами*
38070 — практика вождения с инструктором автошколы (54 академических часа)*

Звёздочкой помечены необязательные, так сказать, пункты. Но и без них как ни крути, а 22 тысячи крон вынь да положь.
Из необязательных пунктов львиную долю сжирает практическое вождение с инструктором.

Можно ли было как-то сэкономить? Да, можно. Можно было поискать школу, где все услуги были бы дешевле. В списке трат жирным помечены цены, которые устанавливает НЕ автошкола, а Норавтодор.

Но самая главная статья экономии — практическое вождение. Можно ли как-то избежать трат на инструктора? Да, можно. В Норвегии разрешено проходить практику при обучении вождению на абсолютно любой машине без дополнительных педалей. Главное, чтобы с вами на переднем пассажирском сиденье ехал кто-то, у кого уже как минимум 5 лет есть права той категории, которую вы собираетесь получить. Плюс машина должна быть оборудована дополнительным зеркалом в салоне. Плюс на машине сзади должна быть наклеена красная буква L (ну это типа российской У). Т.е. если у вас есть кто-то, кто получил права 5 лет назад и кто готов тратить время и кататься с вами — вы спасены.

А что насчёт долгого срока получения прав? Можно ли было как-то быстрее? Да, можно. Но тогда бы пришлось чаще тренироваться с инструктором. И тогда бы пришлось выкладывать больше денег в месяц. А это было бы накладно для семейного бюджета. Так что если хотите сдать быстрее, то сначала придётся поднакопить. С другой стороны, такой долгий срок обучения дал возможность учиться и осенью, и зимой, и весной, и летом, и в холод, и в жару, и в снег, и в дождь, и на сухой дороге, и со снежной кашей, и в светлое, и в тёмное время суток. Т.е. обучение получилось таким достаточно вариативным, т.е. уже есть какой-никакой опыт вождения во всяких условиях.

Права, кстати, выглядят так:

Взято с https://www.vegvesen.no/forerkort/har-forerkort/gyldig-forerkort-i-norge/eos-modell-3

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.