Про распределение обязанностей

«Добрый вечер, это машинист, добро пожаловать на борт нашего поезда до Мосс. Оператор поезда — Vy Gruppen AS. Сам поезд принадлежит компании Norske Tog As и обслуживается компанией Mantena AS. Билеты продаются компанией Entur AS. [Вендинговые] автоматы на борту обслуживаются компанией Togservice, а уборка производится компанией Vy trafikkservice. Пути, по которым мы поедем, принадлежат BaneNor AS, а обслуживаются, среди прочего, компаниями Spordrift AS и Baneservice AS. Если у вас возникнут вопросы, обращайтесь к кондуктору, он в униформе NSB».

Примерно такой текст запостил в Фейсбуке один из машинистов Vy Томас Вернер Фьел (Thomas Werner Fjeld).

В последнее время все, конечно, пардон мой френч, ссут кипятком по поводу реформы норвежских железных дорог. В основном достаётся Vy, которая бывшая NSB.

Идея реформы, напомню, была в том, чтобы уменьшить влияние государства в сфере железнодорожных перевозок. Для этого железные дороги решено было по сути приватизировать. Но норвежцы посмотрели на опыт Великобритании, где, как я знаю, отдали на откуп частникам вообще всё, в том числе железнодорожную инфраструктуру, и решили сделать несколько иначе. Государство разделило государственные железные дороги на несколько компаний. И оставило эти компании под своим управлением.
Что за компании?
BaneNor — владеет путями и всей инфраструктурой.
Norske Tog — владеет всем подвижным составом и сдаёт его в аренду тем компаниям, которые выиграли тендеры на обслуживание определённых маршрутов.
Entur — продаёт билеты. Т.е. сколько бы компаний ни пришло на рынок пассажирских железнодорожных перевозок, они все должны будут работать в ценовых рамках, заданных Entur. А у пассажиров не будет головной боли по поводу выяснения кто какой маршрут обслуживает и у кого надо покупать билет. Всё через Entur.
Vy — то, что раньше было Норвежскими железными дорогами — NSB. Теперь это всего лишь одна из компаний, которая наравне с другими коммерческими игроками борется за право обслуживания определённых направлений.

Почему все писают кипятком? Потому что раньше во всём можно было обвинить NSB. Поезд опоздал? NSB. Не работает семафор? NSB. Рельсы лопнули? NSB. Билеты дорогие? Ну точно NSB.

Теперь так не получается.

Пару дней назад одна женщина написала в компанию Vy (бывшая NSB, помним, да?), что надо бы больше спальных вагонов: https://www.aftenposten.no/norge/i/kJmn3a/Jo_-sier-samferdselsministeren_-Vy-kan-fint-skaffe-flere-sovevogner

Vy ответила, что они не могут ничего поделать, т.к. они уже арендовали все имеющиеся у Norske Tog спальные вагоны.

Компания Norske Tog на это ответила, что… да. Так и есть. Все обязаны у них брать в аренду подвижной состав, а спальные вагоны уже все отданы в аренду.

Тут внезапно влез министр транспорта и заявил, что ничего подобного. Если Vy хотят, то могут мимо Norske Tog купить или арендовать вагоны у кого хотят.
Ему вторит и Директорат по железным дорогам. Мол, да берите вы вагоны откуда хотите, весь вопрос в рентабельности. Но при этом отметили, что «если следовать формулировкам реформы, то надо арендовать подвижной состав у Norske Tog».

Т.е. компания, которая берёт вагоны в аренду, и компания, которая сдаёт вагоны в аренду, согласны, что ситуация вот такая какая она есть. А министр и директорат говорят, что всё не так и «вывсёврётииии».
И кому верить?

Но вернёмся к посту машиниста.
Вот он написал, что столько компаний, столько компаний… А плохо ли это?
Оставим в стороне спор про то, откуда надо брать подвижной состав. Это должны выяснить юристы, перечитав внимательно законы.

Плохо ли, что вся инфраструктура в руках одной компании — BaneNor? Да вроде нет.
Плохо ли, что компания обслуживает инфраструктуру не полностью своими силами, а привлекая Spordrift AS и Baneservice AS? Да нет. Это нормально. Есть владелец или, если хотите, генподрядчик. Он привлекает субподрядчиков для каких-то проектов или на постоянной основе для обслуживания инфраструктуры. Ну, например, тот же жилищный кооператив не держит у себя в штате специалистов по вентиляции или лифтам, а привлекает сторонние фирмы по мере необходимости.

Плохо ли, что Vy привлекает подчинённую организацию для уборки поездов? Нет. Подрядчик, субподрядчик. Могли, наверное, вообще какой-нибудь ISS привлечь для уборки. Опять пример с жилищным кооперативом: нету в штате дворника, зато есть договор с клининговой компанией.

Плохо ли, что Norske Tog As задействует Mantena AS для обслуживания поездов? Нет. Подрядчик, субподрядчик. Пассажирам, кстати, вообще необязательно знать, кто там в субподрядчиках. Ведь перед пассажирами ответственны компании, находящиеся вверху пирамиды. Они, в свою очередь, не должны забывать, что именно они ответственны перед пассажирами. И если какой-то из их субподрядчиков облажается, то это не проблемы субподрядчика, а это их проблемы.

Плохо ли, что устанавливает тарифы и продаёт билеты одна компания? Да очень даже неплохо.

Короче, я, если честно, пока не очень понимаю, почему все страдают. Видимо, просто в силу человеческой природы. Ведь раньше, как известно, было лучше, небо голубее, трава зеленее, а все перемены — фуфуфу, это ж надо стряхивать с себя пыль и производить какие-то движения.

Но интересно будет посмотреть, что там юристы вычитают по поводу обязательности аренды поездов у госкомпании.

Источник:
https://www.aftenposten.no/norge/i/g7pVeJ/Lokforer-Thomas-Fjeld-harselerte-med-oppsplittingen-av-norsk-jernbane-Meldingen-i-sosiale-medier-havnet-i-Stortinget

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.