Про фрегат-утопленник

Подъём фрегата-утопленника обошёлся Норвегии в 640 миллионов крон.

KNM «Helge Ingstad» подняли и доставили на главную базу Королевского Норвежского Военно-морского флота Haakonsvern. Но его мало того, что подняли, так ещё и думают опять спустить на воду через 6 недель.

История с фрегатом, конечно, очень странная.

Его ввели в состав флота в 2009 году. Он является братом-близнецом ещё 4 фрегатов типа Fridtjof Nansen (Фритьоф Нансен), т.е. всего таких фрегатов в Норвежском флоте 5 штук.
Все корабли получили имена в честь норвежских исследователей и путешественников (в порядке ввода в строй) — Фритьофа Нансена, Руаля Амундсена, Отто Свердрупа, Хельге Ингстада и Тура Хейердала. Последний был передан флоту в 2011 году.
Ну то есть все корабли новые, это не какое-то там старьё.

В прошлом году случились в Норвегии учения НАТО. Ну да, крупные учения, но ничего необычного. Бывает.
Фрегат поучаствовал в учениях и возвращался на базу.

Ночью 8 ноября 2018 года фрегат при пока до конца невыясненных обстоятельствах столкнулся в нефтяным танкером, получил десятиметровую пробоину и начал тонуть. Команде удалось подвести его к берегу и там посадить на мель. Ну точнее они просто подошли к берегу как можно ближе и уже просто брюхом упёрлись в камни на берегу фьорда. Просто каким-то чудом никто не погиб. Все 137 человек, находившиеся на тонущей посудине, были эвакуированы.
Танкер сильных повреждений не получил.

Я ни разу не разбираюсь в кораблестроении, тем более военном, так что у меня сразу же возник вопрос: а что это за военный корабль, который тонет от столкновения с каким-то там танкером?
Но потом вычитал, что как раз всё логично. Это раньше строили броненосцы, чтобы никакой снаряд не пробил. Но нынче от всех снарядов никакой бронёй не закроешься. Или закроешься, но тогда такой тяжеленный монстр и плавать-то не будет. Так что теперь подход к постройке военный кораблей иной: наоборот стараются по максимуму облегчить корпус корабля, а на «освободившееся» место впихнуть систему защиты. То есть если раньше надо было выдержать попадание врага, то теперь надо не позволить врагу в тебя попасть. Ни снаряд, ни ракета не должны долететь до тебя, торпеда не должна доплыть, мина не должна… что там мины делают. Но вы поняли идею.
Танкеры же наоборот делают очень прочными, чтобы они могли выдержать возможное столкновение, да чтобы после этого ничего из танкера не вылилось.

Ну так вот. Фрегат с пробоиной, танкеру хоть бы что.
Стали разбираться, что произошло (https://www.nrk.no/hordaland/xl/dette-er-_sola-ts_-og-_helge-ingstad_-kollisjonen-1.14289883)
7 ноября в 22:38 фрегат выключил систему идентификации. Т.е. остальные корабли могли видеть, что там что-то есть, но никак не могли идентифицировать корабль на радаре.

8 ноября в 02:50 фрегат вошёл в зону ответственности станции контроля морского движения в Fedje в Hjeltefjorden и пошёл со скоростью 17 узлов. 17 узлов это примерно 31 км/ч. Кажется немного, но на самом деле вода относительно плотная, в ней сложно быстро передвигаться. Так что даже 31 км/ч считается приличной скоростью для судна. Максимальная скорость фрегата, кстати, 26 узлов (48 км/ч). При этом фрегат ещё и достаточно манёвренный.

8 ноября в 03:40 в этом же фьорде от нефтеналивного терминала компании Equinor (бывшая Statoil) отходит направляющийся в Англию танкер Sola TS с 625 тысячами баррелей сырой нефти. Масса этой дуры 140 тысяч тонн. Максимальная скорость танкера — 10 узлов. Как вы, наверное, догадываетесь, это медленный и неповоротливый монстр. Остановка и смена курса происходит очень медленно.
Танкер сопровождают лоцманский катер и буксир.

8 ноября в 03:59 команда танкера понимает, что на них идёт какое-то другое судно. Но они не понимаю, что это (помните про выключенную систему идентификации?). Они связываются со станцией контроля трафика. Те им, видимо, таки сообщают, что это Helge Ingstad.

Происходит примерно такой диалог:
«Sola TS»: Helge Ingstad, вы слышите Sola TS?
«Helge Ingstad»: Helge Ingstad.
«Sola TS»: Это вы там?
«Helge Ingstad»: Да, это мы.
«Sola TS»: Возьми быстро на правый борт.
«Helge Ingstad»: Тогда мы пройдём слишком близко к бакенам.
«Sola TS»: Поверни направо, если это ты
«Helge Ingstad»: У меня будет пару градусов по правому борту как только мы пройдём…
Центр контроля: Helge Ingstad, ты должен что-то сделать. Вы слишком близко.
Центр контроля: Helge Ingstad, поворачивай.
«Sola TS»: Мы сейчас столкнёмся

Это всё происходит за 3 минуты.

8 ноября 04:02 — бам!
Танкер встречает фрегат якорем и вспарывает фрегату корпус, теряя якорь.

Ок. Ладно. Команду фрегата эвакуировали. Я, опять же, не специалист, но как я понимаю фрегат не вот прямо и тонул-то. Ну то есть вода внутрь поступала, но пробоина в основном была выше ватерлинии. Вода начала усиленно поступать внутрь только после того, как фрегат попытались буксирами вытолкать на берег. Именно тогда фрегат накренился на правый борт и стал набирать воду.

В итоге накренившийся фрегат металлическими тросами прикрепили к скале, на которую его вытолкали.
И всё бы ничего, но 13 ноября тросы оборвались. Фрегат-то как «уложили» на бок при выталкивании, так он на боку и лежал, продолжая набирать воду. Больше воды — больше масса. Ну вот тросы и не выдержали.
Фрегат начал сползать вниз по берегу фьорда, погружаясь всё глубже, набирая всё больше воды.
Но в итоге вроде его стабилизировали, когда над водой оставался только самый верх надстройки.

Ну а потом уже ждали у моря погоды. В прямом смысле. Чтобы провести все работы по подъёму, надо было сначала откачать топливо, убрать снаряды, подогнать краны, водолазы должны были подвести под корпус и закрепить все тросы и цепи и что там ещё нужно для подъёма. Причём для поднятия фрегата с кучей воды в нём нужны были два огромных плавучих крана (причём каждый кран это по сути два крана, то есть всего фрегат поднимали по факту четыре крана). Ну то есть всё это сложно и всё это надо делать при спокойном море.
Но в итоге сделали.

Сейчас с фрегата сняли всё, что хотели снять, и будут дальше вести расследование.
Очень, конечно, интересно будет почитать выводы комиссии по поводу поведения экипажа фрегата.

Источник:
https://www.nrk.no/hordaland/forsvarsministeren_-_-bergingen-av-fregatten-har-kostet-minst-640-millioner-1.14457277

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.