Про (не)питьевую воду

Вот так попил водички в Норвегии и отравился. Или умер.

В Норвегии можно пить воду из-под крана. Ну… Обычно можно. По идее каждая коммуна ответственна за обеспечение жителей пригодной для питья водой. Но иногда возникают всяческие эксцессы. И тогда вода становится непригодной для питья. В таком случае коммуна должна известить жителей, что воду из-под крана нельзя пить без термической обработки. А то и вообще нельзя пить.

Но как коммуна узнает о том, что с водой что-то случилось? Хорошо, если это выясняется во время плановой проверки. А если нет? Тогда как? А тогда уже по отравлениям жителей…

Тут выяснился источник заражения воды в коммуне Аскёй (Askøy) под Бергеном.

Если вы не в курсе:
— 7 июня жители коммуны начинают жаловаться на отравления. 50 человек обращаются за неотложной медицинской помощью, а 18 человек приходится положить в больницу;
— годовалый ребёнок умирает от кишечной инфекции. Но пока ещё не ясно, связан ли этот случай с непригодной для питья водой;
— выясняется, что у обратившихся за медицинской помощью — кампилобактериоз;
— выясняется, что бактериями заражена вода в водопроводе;
— в больнице умирает женщина 72 лет;
— количество отравившихся растёт.

На данный момент в больницы попал 71 человек, а всего отравились более двух тысяч.

Начали выяснять, откуда в водопроводе опасные бактерии. Подозрение пало на старый напорный бассейн.
Что такое напорный бассейн? Это по сути водонапорная башня. Только не в виде башни, а в виде резервуара на вершине холма или горы.

Так вот. Подозрение пало на старый водонапорный бассейн, расположенный на горе над коммуной.

И самое интересное во всей этой истории для меня — этот самый бассейн. Точнее как он выглядит, как он устроен.

Представьте. Гора. Почти у вершины горы пещера, немного уходящая вниз. Пещера, может, природная, а может, и искуственно выдолбленная. Или природная, но искуственно углублённая. Не так и важно.
Пещера. Вход в пещеру закрыт бетонной стеной. В стене дверь. В пещеру заходит труба, по которой в пещеру поступает уже ОЧИЩЕННАЯ вода. Из пещеры выходит труба, которая отправляет хранящуюся в пещере ОЧИЩЕННУЮ воду в водопровод.

И самое смешное, что пещера никак не обработана. Т.е. это не бетонный монолит, это не металлический или пластиковый бак в пещере. НИ-ЧЕ-ГО. Просто пещера. Просто природные стены. Природная «крыша». Природный «пол».
И в этом «бассейне» должна хранится уже очищенная вода.
Нормально?

Посмотрите картинки вот в этой статье: https://www.nrk.no/hordaland/sykdomsutbruddet-pa-askoy_-dette-er-saken-1.14587221

Я ни разу не специалист по строению гор, но мне всегда казалось, что ни одна гора не является стопроцентным монолитом. В любой горе есть какие-то трещины, через которые может просачиваться вода.

Как можно было догадаться хранить уже очищенную воду в таком месте? В совершено необработанной пещере? Кому в голову пришла такая светлая мысль? А главное — кто согласился так сделать? Кто дал разрешение? И неужто не нашлось ниодного специалиста, который бы сказал «Ребята, питьевую воду в таких условиях хранить нельзя»? Где был Mattilsynet? Или они только на фермеров поклёп могут возводить?

И что в итоге произошло? Видимо, птицы или какие-то животные, пардон, нагадили сверху на горе, т.е. по сути на «крышу» бассейна. И с дождём всё это благополучно просочилось в бассейн. В питьевую воду.

В пользу такой версии говорит то, что бактерии нашли на «потолке» бассейна. А ещё то, что воду из бассейна спустили и… Там льёт с «потолка». Да даже воду не надо было спускать, чтобы это увидеть и услышать, как мне кажется. Посмотрите видео в статье.

Мне кажется, просто по какой-то счастливой случайности бактерии не попадали в воду все предыдущие годы.

Полиция начала расследование.

Источник:
https://www.nrk.no/hordaland/politiet-har-avhoyrt-fleire-tilsette-i-askoy-kommune_-_-skjerpande-at-mange-har-blitt-sjuke-1.14602839

Экскурсия по Осло

Я когда-то уже писал, что можно посмотреть в Осло.

А вот сейчас меня попросили провести, так сказать, экскурсию по Осло. Или точнее будет сказать «по центру Осло». Но из-за погоды не сложилось. Но не пропадать же добру. Вот оформил в текстовом виде. Не претендую на полноту и т.д. и т.п. As is, как говорится.

Повторюсь, что это центр Осло, т.е. тут нет никакого Холменколлена с трамплином, Фрогнерпарка со скульптурами Вигеланна, Бигдёя с музеями. Экебергпарк тоже не охвачен, хотя начальная точка маршрута находится вот прям под парком. Вы даже по пути к месту старта скорее всего увидите одну их скульптур парка — большого красного гнома с анальной пробкой (не спрашивайте).

Читать далее «Экскурсия по Осло»

Исследование Deutsche Bank

Deutsche Bank в восьмой раз опубликовал исследование стоимости и качества жизни в 50 городах мира.

Начинается отчёт с напоминания, что американский доллар укрепился, а национальные валюты в основном ослабли.
Норвежская крона, например, упала на 31%, а российский руль — на 44%.

Сан-Франциско сбросил Цюрих с первого места по уровню зарплат и располагаемому доходу после оплаты аренды за квартиру. Т.е. в данном случае показатель рассчитывается как доход человека после вычета налогов и после вычета «доли» этого человека в ежемесячной плате за аренду квартиры с двумя спальнями. Осло по уровню зарплат занял 7-е место, а по располагаемому доходу после оплаты аренды — 8-е.

Особенно мне понравились Индекс дешевизны свидания (Cheap Date Index) и Индекс плохих привычек (Bad Habits Index).

По первому индексу лидирует Цюрих. И нет, не в том плане, что в Цюрихе дёшево сходить на свидание. Всё как раз наоборот: в Цюрихе очень дорого. Как отмечается в исследовании, «Цюрих — это место, где надо найти долгосрочного партнёра как можно раньше и убедить его никуда не ходить вечером, поужинать дома, посмотреть телек и сохранить свой высокий располагаемый доход». За Цюрихом по уровню дороговизны следует Осло…

Осло на втором месте и в Индексе плохих привычек. В том плане, что в Осло ну очень дорогие алкоголь и сигареты. Дороже только в Мельбурне. Кстати, по этому показателю тот же Цюрих относительно дешёвый — аж 19-е место.

Ещё отмечается дороговизна покупки машины в Осло (дороже только в Копенгагене и Сингапуре). Причём очень точно написано, что «политика делает покупку машины чрезвычайно дорогой» (т.е. стоимость тут — чисто политический, а не экономический вопрос).

Но в это же время по ценам на общественный транспорт Осло оказался на 17-м месте. Т.е., например, в Цюрихе, Берлине и Франкфурте общественный транспорт стоит дороже.

Вообще же по качеству жизни Осло стоит на 20-м месте.

Но, если честно, насчёт цен в исследовании у меня есть вопросы. Вот в отчёте сказано, что литр Кока-Колы в Осло стоит 4.73 доллар (42 кроны). Ну фиг знает. Это если покупать две бутылки по 0.5. Но это очень дорогой «формат». При покупке полуторалитровой бутылки колы цена литра падает почти в два раза.
Или, например, месячная плата за интернет-подключение со скоростью 8 Мбит/с составляет по мнению исследователей 37 долларов (324 кроны). 8 мегабит за 300 крон? Я за ТВ и интернет со скоростью 50 Мбит/с плачу 299 крон в месяц.
А вот цена пива в пабе указана почти верно — 9.8 долларов (86 крон). Но это цена совершенно обычного Heineken или Hansa. Цена более-мене хорошего пива начинается от 100 крон.

Жаль, что в исследовании нет Санкт-Петербурга. Интересно было бы сравнить.

Источник:
https://www.dbresearch.com/PROD/RPS_EN-PROD/WORLD_PRICES_2019.alias

Правительство точно одумалось

Ого! Впервые за долгое время здравые мысли в политике!

Министр транспорта Норвегии говорит, что города не должны повышать цены на проезд по дорогам.
Говорит, что цены достигли предела, и всё больше людей выбирают электромобили. В итоге доходы от платных дорог падают, несмотря на рост цен. При этом городские проекты, которые по идее должны финансироваться доходами от платных дорог, всё дорожают.
Возможно, говорит министр, в Ставангере не нужна экспрессвелодорожка за полтора миллиарда крон. А Осло, возможно, может обойтись без архитектурных конкурсов на каждую новую станцию метро. Возможно, подойдёт стандартизированное и, соответственно, более дешёвое решение.

— Автомобилисты не должны финансировать велодорожки и станции метро?
— Во всяком случае они не должны финансировать неоправданно дорогие решения.

Тем временем министр финансов призвала партии обсудить неоправданно высокие дорожные сборы. Министр хочет обсудить шаги, которые позволят защитить автомобилистов. Министр считает, например, что государство должно брать на себя большую часть финансирования.

Источник:
https://www.nrk.no/norge/samferdselsministeren-nekter-byene-a-sette-opp-bompengeprisene-1.14557469